Экономические и правовые аспекты понятия качества товаров, работ и услуг
Первоначальное фундаментальное определение качества дал Гегель в "Энциклопедии философских наук": "Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".
Другими словами, качество товаров, работ, услуг - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества. Исчезновение свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению объекта торговли.
Технико-экономическое понятие "качество продукции", в отличие от философского понятия "качество", охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением.
Качество продукции зависит от качества составляющих ее изделий и материалов. Если продукция состоит из изделий машиностроения, то к свойствам, определяющим качество продукции, относятся свойства отдельных изделий, а также такие свойства совокупности изделий, как однородность, взаимозаменяемость и т.д.
Согласно основным положениям стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, а также словарю Европейской организации по качеству (ЕОК) и другим источникам смысл термина "качество" определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
В первом определении качества говорится о его сущности (совокупности свойств и характеристик), а во втором - о способности качества удовлетворять потребности, хотя, как известно, иное качество может и не удовлетворять их. Поэтому способность удовлетворять потребности было бы правильнее относить не к сущности качества, а к тому или иному уровню или варианту качества, которые формируются при создании продукции для удовлетворения потребностей. В определениях, приведенных выше, способность удовлетворять потребности отнесена не к уровню качества, а к его сущности, к качеству вообще. Из-за этого такие определения вызывают серьезные возражения. Из таких определений следует: если качество - это то, что способно удовлетворять потребности, то продукция, которая нас не удовлетворяет, не обладает качеством. Тогда что же такое качество? Объективно существующие свойства и характеристики продукции или наша оценка этих свойств, наши ощущения и чувства? И как быть с качеством в том случае, когда какая-либо продукция нам нравится, а другим нет? Соглашаясь с приведенным выше определением качества, мы должны будем признать, что один и тот же предмет в одно и то же время в зависимости от удовлетворения чьих-то потребностей может и обладать качеством, и не иметь его вовсе. В результате если качество будет зависеть от удовлетворения различных потребностей, то оно станет неопределенным понятием, каким-то неуловимым призраком, всякий раз ускользающим от нас при попытке определить его сущность.
Все это говорит о том, что прикладное определение качества, данное в стандартах ИСО и в словаре ЕОК, противоречит фундаментальному, которое представляет качество как объективно существующую совокупность свойств и характеристик. Противоречит оно и здравому смыслу, ибо если продукция существует, то у нее есть вполне определенные характеристики (производительность, скорость, вес и т.д.) независимо от удовлетворения чьих-то потребностей.
Само по себе слово "качество" нейтрально. Оно не характеризует вещь ни с плохой, ни с хорошей стороны. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют потребности тех, кто ее приобретает.
В определении качества употребляется словосочетание "совокупность свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.
Как экономическая категория качество представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности. Качество - это такое свойство товара, которое отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении.
Качество в экономическом аспекте включает в себя свойства товара, т.е. технико-экономические и эстетические свойства, обусловливающие способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность, эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные, строительные, эксплуатационные, натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
Качество - это понятие собирательное. Так, понятие качества в юридическом аспекте, употребляемом в сделках, регулируемых нормами гражданского законодательства, является сосредоточением таких тесно связанных между собой терминов, как "материальное качество" и "товарное качество".
Под материальным качеством понимается наличие в предмете договора необходимых физических и других материально-сущностных свойств, определяющих общее направление его функционального использования в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций и общества в целом.
Под товарным качеством понимается возможность соответствующей вещи и иного имущества выступать в качестве товара в торговом обороте.
Приведенные понятия распространяются на вещи и иное имущество, созданные человеком и данные самой природой. Также качество - это составляющая часть конкурентоспособности продукции и услуг, фактор непосредственного воздействия на жизнь каждого человека и, наконец, критерий, по которому оценивается товар.
Похожие работы:
- Экономические и правовые аспекты понятия качества товаров, работ и услуг
Первоначальное фундаментальное определение качества дал Гегель в "Энциклопедии философских наук": "Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... Нечто есть благодаря с...
- Способы определения качества товаров, работ и услуг
Качество продукции обычно определяет стандарты качества, характеристики товара, способ их определения в зависимости от характера товара, а также дается перечень документов, которые будут удостоверять ...
- Основные средства обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока
При определении основных средств обеспечения качества товаров, работ и услуг необходимо учитывать взаимосвязь категорий "качество товаров, работ и услуг" и "безопасность товаров, работ и услуг", котор...
- Понятие категории "качество товаров, работ и услуг" и права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг
Как Закон "О защите прав потребителей", так и ГК РФ не дают определение категории "качество товаров, работ, услуг". Однако в юридической литературе исследователи уделили достаточное внимание раскрытию...
- Понятие безопасности товаров, работ и услуг
Определение категории "безопасность товаров, работ и услуг" законодатель раскрывает в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущес...